Система работы по выявлению одаренных детей, их сопровождению, в том числе совместно с ВУЗами, и поддержке с целью максимального участия во всероссийских олимпиадах школьников
Триединая задача современного школьного образования – выявление, раскрытие и развитие творческих способностей ребенка, является одной из главных.
В Одинцовском муниципальном районе создана система работы по выявлению, сопровождению и поддержке академически одаренных и талантливых детей.
Главные направления.
1.Работа с интеллектуально одаренными детьми в рамках учебных предметов:
1.1.создание системы отбора одаренных детей, проявляющих интерес к изучению отдельных предметов, для этого:
- разработана система проведения предметных олимпиад на школьном уровне (всего 27 олимпиад);
- разработаны дистанционные олимпиады (предмет информатика),
- организованы и проведены курсы и семинары для учителей-предметников по темам «Организация работы с одаренными детьми», «Подготовка одаренных детей для участия в предметных олимпиадах»;
- проходит поэтапное вовлечение обучающихся начальных классов в олимпиадное движение через ряд комплексных мероприятий: олимпиады по математике и русскому языку, интеллектуальные марафоны «Рыжий кот», «Мир чудесный и логичный» и другое;
1.2. создание системы подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде по учебным предметам, для этого:
- организованы семинары-практикумы «Анализ и решение олимпиадных заданий». Проведено 22 обучающих семинара по 17 общеобразовательным предметам и финансовой грамотности для 460 обучающихся 7-11 классов. Совместно с центром поддержки олимпиадного движения ГОУ ВПО МГОУ в рамках сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, было организовано очно-заочное обучение для интеллектуально одаренных детей района в Университетском лицее «Созвездие». Преподаватели МГОУ провели лекционные и практические занятия по подготовке обучающихся к участию во всероссийской олимпиаде школьников;
- обмен опытом учителей по вопросу подготовки к олимпиадам. Данный вид деятельности осуществляется через мероприятия, проходящие в форме мастер-классов, практических семинаров, «круглых столов» с привлечением учителей – победителей профессиональных конкурсов, конкурсов на денежные поощрения за успехи в профессиональной деятельности, тьюторов, экспертов предметных комиссий;
- разработана структура анализа итогов участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде по общеобразовательным предметам;
- пополнение банка олимпиадных заданий и рекомендаций по их решению;
1.3. участие мотивированных школьников Одинцовского района в других олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского уровней, а именно: МЭМ (компьютерное моделирование экономики и менеджмента)Всероссийская Олимпиада по Основам Православной Культуры; Региональные открытые олимпиады (МГОУ); Областная междисциплинарная олимпиада обучающихся по математике, физике и информатике «МО2»; Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»; Региональная олимпиада по общеобразовательным предметам для обучающихся 8-х классов; Кутафинская олимпиада школьников по праву; Межрегиональная олимпиада по информатике и компьютерной безопасности; Региональная олимпиада старшеклассников по избирательному законодательству; Олимпиада школьников «Ломоносов»; Всероссийские олимпиады по биологии, русскому языку, математике, истории, английскому языку для 5-11 классов и другие;
1.4. создание инновационной образовательной среды. Для этого:
– с целью привлечения школьников к занятию изобретательством, развитие у них математического и инженерного мышления разработан долгосрочный проект «Малая научно-техническая академия (МНТА) «МИФ» (математика, информатика, физика). Определены направления работы и формы работы МНТА:
· программы активных занятий для обучающихся ««Введение в программирование на языке «ПИТОН», «Проектирование виртуальной реальности», «Занимательные физика и математика», «Решение олимпиадных задач (РОлЗ) по информатике» и другие;
· семинар-тренинг для обучающихся «Развитие логико-математического и алгоритмического мышления с целью подготовки к участию в олимпиаде по информатике»;
· цикл лекций по прикладной информатике, который носит междисциплинарный характер (информатика, физика, математика);
· участие школьников в междисциплинарных олимпиадах, конкурсах;
· обучающий семинар для преподавателей «Создание мотивированной среды для школьников и педагогов, направленной на повышение технического и образовательного потенциала района, области, страны»;
– реализация проекта «Образовательная платформа «Гегель» для обучения школьников 5-11-х классов созданию робототехнических устройств;
– организация сотрудничества с профильными лагерями и некоммерческими организациями, привлечение для работы специалистов из вузов: Высшая школа экономики, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; других организаций: «Лаборатория перспективных психотехнологий», «Сименс» и тд.
1.5. созданы условия для повышения мотивации образовательных учреждений к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, для этого:
- расширена открытость системы информирования потенциальных участников олимпиад и конкурсов через сеть электронного обмена, Интернет-портал Управления образования Одинцовского района и Одинцовского учебно-методического центра «Развитие образования»;
- лучшие работы победителей и призеров олимпиад и конкурсов направляются для дальнейшего участия на региональном уровне;
- ежегодное присуждение именных стипендий Губернатора Московской области и Главы Одинцовского муниципального района за успехи в учении.
2. Работа с одаренными школьниками через участие в творческих муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах:
2.1. выявление одаренных обучающихся на этапе начальной школы:
– создание системы диагностики одаренных обучающихся начальной школы;
– разработка «индивидуальных маршрутов» на школьном и муниципальном уровнях с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности;
2.2. участие в творческих конкурсах – одно из условий реализации творческих способностей школьников 1-11 классов. Вот некоторые из них: Всероссийский конкурс сочинений; конкурс чтецов «Живое слово» в рамках фестиваля искусств «Ступени»; Конкурс школьных сочинений «Россия – Родина моя», Заочный тур Всероссийского конкурса «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»; Конкурс на лучшую исследовательскую работу по истории России «Юный архивист»; Конкурс проектных, исследовательских и творческих работ школьников по обществознанию «Права человека глазами ребенка»; «Страноведение» (на иностранном языке), «Экологический плакат», «Экологическая сказка» и другие.
3.Участие академически одаренных и талантливых детей в проектной и исследовательской деятельности:
3.1. осуществление в рамках деятельности муниципального научного общества обучающихся «ЛУЧ» для выявление потенциальных творческих способностей и возможностей школьника (умение мыслить, ориентироваться в состязательной ситуации, проявлять силу воли, психологическую выносливость), для этого:
– ежегодно проводится интеллектуальный марафона для обучающихся трех возрастных групп: 1-4, 5-8, 9-11 классов (1 раз в год),
– создан муниципальный банк одаренных детей, учреждений и преподавателей, работающих с одаренными детьми;
3.2. создание системы научных округов – объединений школьных научных обществ на основе территориальной близости друг к другу, ориентированных на совместную деятельность, для этого:
– разработано положение «О научном округе», на основании которого осуществляется их деятельность (всего создано 7 научных округов);
– ежегодно проводятся установочные сессии научных округов,
– планируется работа над установлением тесных контактов и взаимосвязей с каждым научным обществом, входящим в округ (всего в районе 48 школьных научных обществ обучающихся (ШНОО)),
– в каждом научном округе созданы и действуют ресурсные центры;
– проводятся организационные встречи активов, совместные заседания, посвященные текущим вопросам, и вопросам организации окружных научно-практических конференций, проведению Ассамблеи МНОО «ЛУЧ»;
– организуются и проводятся ежегодные окружные научно-практические конференции школьников, на которых проходит защита проектных и исследовательских работ;
3.3. создание системы учебной и научно-исследовательской деятельности, повышения квалификации руководителей школьных научных обществ (ШНОО), для этого:
– запланировано проведение семинаров из цикла «Управление проектной и исследовательской деятельностью членов ШНОО»;
– разработана и апробирована программа семинара-тренинга для учителей «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность в школе»;
– разработана и сертифицирована программа курсов повышения квалификации для учителей-предметников «Проектно-исследовательская работа школьников как интеграция урочной и внеурочной деятельности».
14.09.2018
Нефедова Л.В.